|
Происхождение настоящего джина до сих пор вызывает много споров.
Согласно одной из версий можжевеловый напиток был изобретен в XII в.
голландскими монахами как лекарство от бубонной чумы. Более популярной
является версия, что первым джин приготовил голландский
аптекарь Францискус Сильвиус в 1550 г. Он искал дешевое средство от
почечных болезней и впервые дистиллировал ягоды можжевельника со
спиртом. Новое лекарство оказалось очень приятным на вкус. Так как джин
имел ярко выраженный можжевеловый вкус, то был назван французским словом
«jenever» или «genever» — от jenevrier (французское название
можжевельника). Во время Тридцатилетней войны английские солдаты открыли
для себя согревающие свойства можжевеловой настойки и привезли ее домой
в Англию, где она, также как и в Голландии, сначала продавалась в
аптеках.
Дальнейшая история джина связана с появлением на престоле Вильгельма
III Оранского в 1689 г. В ходе государственного переворота он стал
английским королем, хоть был голландцем по происхождению и плохо владел
английским языком. Чтобы добиться расположения своих подданных, король
запретил ввоз в страну импортных спиртных напитков с целью создать
местную индустрию и поддержать внутренних производителей. Этот
запрет коснулся в первую очередь голландского можжевелового напитка.
Со временем англичане стали больше производить алкогольного напитка с
можжевеловыми ягодами и появились первые винокурни. Так в Англии джин
нашел свою вторую родину и изменил имя: британцы сократили сложное
голландское название до просто «джин» (Gin).
В последующие 40 лет производство джина возросло в десять раз, однако качество напитка было сомнительным. Поскольку джин
был намного дешевле другого спиртного, к нему пристрастились низшие
слои населения. Англичане как ярые поборники морали не могли допустить
распространение пьянства, поэтому правительство пыталось ограничить
производство джина, обложив его перегонку, хранение и продажу огромным
налогом. Однако это способствовало появлению множества подпольных
производителей, которые изготавливали
низкокачественный продукт. Для того чтобы регулировать производство
напитка, правительство вскоре стало выдавать лицензии, что привело к
конкуренции между производителями, каждый из которых стремился изобрести
свой рецепт. Так со временем стало повышаться качество напитка,
появились торговые фирмы.
С годами джин менялся: первоначально он был
сладковатым с несколько грубым вкусом. Затем, благодаря строгому
контролю над качеством и усовершенствованию технологии производства,
джин
потерял свои сладковатый вкус, стал более сухим, ароматным и изысканным.
Кроме того, джин обрел такое замечательное качество как легкость пития.
Поскольку в наши дни джин часто употребляется с тоником, сиропами,
соками, то его производители начали снижать крепость своих напитков до
35 %, а иногда даже и до 10 %. Это отрицательно сказалось на
ароматической гамме. Поэтому в 1960- х годах был принят европейский
закон, который постановил, что джин не может иметь крепость ниже 37,5 %.
Производство и типы джина
В процессе производства джина качество определяют три основных ингредиента. Это спирт, растительные пряности и вода. - Для получения джина используют хорошо очищенный спирт
крепостью не менее 96 %, без привкусов и посторонних запахов. Базовым
сырьем для его производства служит в основном зерно. Первоначально для
изготовления джина применялся ячмень, затем стали использовать кукурузу,
виноград и картофель.
- Растительные пряности тщательно отбираются в соответствии со
строгими нормами чистоты и качества. Самым главным растительным
компонентом, обязательно применяемым при получении джина, является
можжевеловая ягода. Ее обычно привозят из Италии или Югославии. Другие
используемые пряности - это кориандр, ангелика, фиалковый корень,
миндаль, апельсиновые и лимонные корки, а также лакрица, мускатный орех,
кардамон, корица и др. Как правило, для производства высококачественного джина необходимо
от 6 до 10 растительных компонентов, но у каждой фирмы свои секреты -
рецептуру знает лишь небольшой круг лиц (например, рецептуру джина
«Gordon's» - лишь пять человек).
- Вода, применяемая как для дистилляции джина, так и для снижения его
крепости перед разливом по бутылкам, должна быть очень чистой,
прозрачной и не иметь никаких привкусов.
Технология производства джина
Большинство английских производителей джина используют зерновые
спирты. Технология его получения в самом общем виде состоит в том, что
растительные добавки или ароматизированные спирты добавляют в чистый
спирт, который затем подвергают вторичной перегонке. Этот процесс
«закрепляет» растительные ароматы в джине. Сложность здесь заключается в
том, что эти ароматы (обычно их не более десятка) характеризуются
разной скоростью возгонки и проявляются, соответственно, не
одновременно. Сначала - головная
фракция, затем «улетучиваются» цитрусовые компоненты, после них
«возгоняются» можжевельник, кориандр, дудник, лакрица и т.д. Разумеется,
эти ароматы частично перекрываются, образуя в некоторый момент времени
групповой пик, или максимум. Поэтому скорость дистилляции
ароматизированного исходного спирта чрезвычайна важна. Перегонку
заканчивают, когда дистиллят достигает определенной крепости. У каждого
производителя есть свои секреты используемой технологии.
Необходимо подчеркнуть, что от крепости джина непосредственно зависит
его аромат. Алкоголь словно «замораживает» различные ароматы входящих в
состав джина растительных компонентов, а по мере снижения его
содержания они высвобождаются. Так, при разбавлении джина водой или
тоником первыми ощущаются цитрусовые ароматы как наиболее летучие, при
крепости напитка 40 %. При дальнейшем разбавлении выделяются другие
составляющие букета. Поэтому хороший джин может быть только крепким
напитком.
Сегодня существует два основных типа джина- Первый и самый распространенный джин - лондонский. Часто его
называют London Dry (Лондонский сухой). Принцип его изготовления
заключается в том, что в спирт (обычно зерновой), бесцветный и без
запаха, добавляются ароматические компоненты и дистиллированная вода.
Вот, собственно, и все. В редких случаях спирт снова дистиллируют и
разбавляют. В качестве ароматизаторов используют не только ягоды
можжевельника, но еще и дягиль, кардамон, корицу, апельсинные и лимонные
корки, фиалковый корень, анис и другие добавки. Крепость сухого джина
колеблется от 40 до 47 %. Он обычно не выдерживается.
-
Второй тип джина - голландский. Отличается тем, что можжевеловые
ягоды изначально смешивают с зерновым суслом, а затем методом перегонки
получают так называемое «солодовое вино» с содержанием спирта 50-55 %.
Его разбавляют водой, снова добавляют можжевельник и другие
ароматизаторы и перегоняют вторично. Крепость готового напитка обычно
составляет около35 %. Обычно голландские джины имеют золотистый цвет.
Это достигается либо с помощью непродолжительной выдержки в дубовых
бочках, либо добавлением карамели.
Поскольку в голландский джин добавляется меньше ароматических
ингредиентов, он обладает ярко выраженным зерновым запахом.
- Выделяют также плимутский джин (Plymouth Gin), который производят
только в Плимуте и только компанией Coates&Co. Plymouth Gin
отличается от других типов джина применением в качестве основного сырья
только или преимущественно пшеницы. Это джин с повышенным содержанием
можжевеловых ягод, уменьшенным - цитрусовой кожуры и характерным вкусом -
довольно мягким, чуть сладковатым и хорошо сбалансированным.
Среди английских джинов выделяют еще Yellow Gin - джин янтарного цвета, который он
приобретает во время старения в дубовых бочках из-под хереса. Встречается очень редко.
Среди ароматизированных джинов различают: Sloe Gin (Слоу джин) - ароматизированный дикими сливами; Almond Gin (Элмонд джин) - ароматизированный горьким миндалем; Apple Gin (Эппл джин) - ароматизированный яблоками; Lemon Gin (Лемон джин) - ароматизированный лимонами; Orange Gin (Оранж джин) - ароматизированный горькими апельсинами; Blackcurrant Gin (Блэккарент джин) - ароматизированный черной смородиной.
Марки джина
Джин «Beefeater dry gin» -
единственная марка джина, производимого в английской столице.
Изготавливается с 1863 г. компанией James Burrogh. При его производстве
используется специальный метод, называемый «пропиткой»: растительное
ароматическое сырье настаивают в спирте в течение 24 часов перед началом
дистилляции. В состав сырья входят ягоды можжевельника, кориандр,
дягиль, миндаль, высушенная на солнце цедра севильских лимонов и
апельсинов и ряд других ингредиентов. Используется только очищенный
пшеничный спирт, не имеющий запаха и очень мягкий на вкус. После
выпаривания настоя в течение 7-8 часов получается 40-процентный сухой
джин с приятным мягким букетом, в котором преобладают тона апельсина и
лимона и хорошо выражен можжевеловый акцент. У напитка приятный, полный
вкус, несколько пряный.
Компания James Burrogh выпускает также джин «Вееfeater Crown Jewel»,
с тонкими, не столь четко выраженными цитрусовым и можжевеловым
ароматами в букете, где доминируют более легкие эфирные нотки. Крепость -
47,3 %.
Джин «Bombay Sapphire» - этот напиток - «наследник» джина
«Воmbау», известного еще с XVIII в. К 90-м годам XX в. он вообще утратил
популярность (тогда джин вышел из моды). Первым решительный шаг по
выходу из кризиса сделал американец Мишель Ру. Во-первых, он ввел в
рецептуру напитка ряд экзотических ароматических добавок, а во-вторых,
придумал совершенно новую бутылку для джина, которую изготавливают из
полупрозрачного голубого стекла. Такой цвет имеет один из наиболее
чтимых в Индии драгоценных камней — сапфир. Так появился ныне всемирно
знаменитый брэнд - джин «Воmbау Sapphire».
При его производстве используется оригинальный способ насыщения спирта
ароматическими компонентами. В перегонном кубе на решетки помещают
растительное сырье. При нагревании пары спирта, проходя через решетку,
вбирают в себя ароматические вещества. Букет «ВотЬау Sapphire» содержит
11 тонких экзотических ароматов, в нем ощущаются и перечные тона. У
напитка утонченный, с пикантной пряностью вкус, а крепость составляет 40
%.
Джин «Boodle's» - этот отборный сухой джин получил свое название
от лондонского клуба, основанного еще в 1763 г. и известного своей
кухней и списком именитых почетных членов. В его производстве
используются весьма дорогостоящие технологии
и сырье, поэтому этот напиток считается самым элитным английским джином.
Это как бы подтверждает и изящная бутылка, изготовленная из кристально
чистого стекла. Ее украшают этикетка из барельефной фольги золотого
цвета и специально отливаемая завинчивающаяся пробка.
Джин «Booth's» — одна из старейших марок английского джина,
выпускаемого с 1778 г., в настоящее время двух типов - High и Dry.
Последний относится к категории «желтых» джинов, ибо выдерживается в
бочках из-под хереса. Спирт для этих напитков
получают не из зерна, а из сахарного тростника. Это придает джину
сладковатый привкус и нетипичные для английских джинов вкусовые нюансы.
Джин «Burnett's White Satin» - выпускается с 1778 г., создатель
марки - Роберт Барнет, шериф Лондона и одновременно разработчик новых
марок спиртного. С тех пор рецептура напитка не претерпела никаких
изменений, однако используется уже современная технология. В число
компонентов входят можжевеловые ягоды, коренья лесного дягиля, корни
фиалки, семена кориандра и другое растительное сырье определенной
степени зрелости, соответствующее самым высоким стандартам качества.
Джин «Gordon's dry gin» — это невыдержанный 40-процентный
напиток, изготавливаемый обычной дистилляцией зерновых спиртов
(ячменного, ржаного или пшеничного) с добавлением можжевеловых ягод, а
также кориандра, корня дягиля, корицы и цедры лимона. У этого сухого
джина насыщенный аромат можжевельника с апельсиновыми и земляничными
тонами, вкус его чистый, бодрящий, с немного терпким привкусом. На
этикетке изображена голова кабана, некогда украшавшая боевые щиты
воинственных предков Александра Гордона.
Джин «Plymouth gin» - этот джин начали производить с 1793 г. в
винокурне монастыря в городе Плимут, там его изготавливают и сейчас.
Одно время плимутский джин был самым популярным в мире. Сейчас можно
купить две его разновидности: «Original Strength» крепостью 41,2 % и «Navy Strength»
(57 %). По сравнению с лондонским сухим плимутский джин более ароматный
и полнотельный по вкусу, его насыщенный букет изобилует ароматом
можжевельника, апельсиновыми нотками и земляничными тонами.
Джин «Tanqueray» - самая популярная марка джина, что обусловлено
его высоким качеством. По традиции этот джин вместе с тем один из самых
ароматных. Его зрелый, насыщенный пряный букет содержит тона кориандра и
можжевельника. На вкус это мягкий (при крепости 47 %) напиток с сухим
послевкусием.
| |